ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ СКАЛЬНЫХ  ЗАНЯТИЙ

                                                               ТУРИСТОВ.

 

 

В настоящие время многие руководители детских туристских коллективов включают в программу подготовки к пешим походам по горам или краеведческим экспедициям, связанным с производством работ на сложном рельефе, занятия на скалах. Такие занятия редко бывают по-настоящему необходимы, к тому же право большинства из руководителей коллективов на их проведение оказывается не чем не подтвержденным, и самим фактом их проведения нарушается главное правило обеспечения безопасности занятий на скалах, согласно которому такие занятия может проводить только специально подготовленный человек.

Но и подготовленный человек может сделать ошибку, и скорее всего он ошибется не в момент организации каково-то сложного действия, например, движения связок  или транспортировки пострадавшего, а тогда, когда вероятность травмы покажется ему минимальной или вовсе отсутствующей. Вот что пишет по сходному поводу болгарский специалист Борис Маринов: “Как показывает анализ, трудности, связанные с метеоусловиями  и сложным рельефом гор, не всегда являются основной причиной аварии. Хорошо подготовленный альпинист в состоянии преодолеть их. На практике меньше всего наблюдается случаев, когда несчастье происходит на самом трудном участке, при самых тяжелых условиях.

При хорошей подготовке и состоянии людей сложный рельеф и плохие метеоусловия действуют мобилизующе, повышают внимание, способствуют принятию дополнительных мер безопасности. Если дело происходит на скале, то забиваются новые крючья, применяют дополнительные веревки, тщательно опробывают каждую зацепку, ступеньку и т.д. Если же трудности встретились на крутом  травянистом склоне  или снежном, то навешивая перила, берут наизготовку ледоруб или лыжную палку, обрабатывают каждую ступеньку и т.д. Несложные в техническом плане участки на скалах и склонах предрасполагают к расслаблению, притупляют внимание, вызывают желание быстрее их пройти и сэкономить время. На фоне встретившихся ранее трудностей здесь быстро забывают, что существует опасность срыва, получения травмы.

     Приводимые ниже рекомендации по обеспечению безопасности  скальных занятий не имеют непосредственного отношения к технике горного туризма, а скорее регламентируют отношение к мелочам и помогают избежать тех ошибок, совершение которых кажется тем более обидным, что происходят они, что, называется, “на ровном месте”.

В целях обеспечения безопасности занятий на скалах:

-все работы на скалах проводятся под наблюдением тренера. Во время, свободное от тренировок, приближаться к скальному массиву нельзя.    

- все работы производятся в касках;

 неочищенные скалы опасны не только перспективой схода камней, но и возможны проскальзывания на земельных участках;

- на скалах не работают в одиночку, даже если выполняется траверс на высоте 20-30 см от земли. Сорвавшись с такой высоты, можно отскочив от скалы, запнутся пяткой о камень или корень, и упав навзничь, травмировать спину, затылок;

  -работы на скалах, предусматривающие подьем на высоту более 70 сантиметров по отвесной стене, проводятся только с верхней страховкой;

- находясь под массивом, нужно быть очень внимательным ко всему что может сверху упасть. Независимо от того, в каком положении вы оказываетесь к массиву при появлении “камня” , нужно быть готовым в любую секунду отойти в безопасное место: за дерево, под козырек скалы и т.д.

При организации страховки снизу страхующий должен заранее определить, куда он сможет в случае опасности отойти без потери страховки;

 -находясь на массиве и не будучи пристрахованным, запрещается приближаться к краю скалы ближе, чем на длину собственного роста, чтобы в случае падения не сорваться с массива;

- если при организации страховки сверху не исключена возможность сдергивания страхующего или его собственных неправильных действий, могущих привести к срыву , страхующий обязан работать на самостраховке. Учитывая, что надеется на отсутствие, таких действий со стороны детей руководитель занятий не может, стоит принять за правило, что любая страховка с верху организуется при самострахе страхующего;

- проведение занятий на мокрых скалах может быть обусловлено только программой выезда. В этом случае нужно иметь в виду, что удержатся на мокрой скале гораздо труднее, чем на сухой, и что соскальзывание и срыв могут произойти внезапно и на таком месте, на котором в сухую погоду рука или нога пострадавшего удержались бы без всяких проблем.

Имея в виду повышенную опасность занятий на мокрых скалах, нужно также не забывать о том, что мокрая или грязная подошва или намокшая, например, рука и на сухой скале будет держать также как и на мокрой. По сравнению с землей и травой скалы просыхают быстрее. Нужно только учитывать, что в глубоких зацепах могут образовываться лужи, а по трещинам сочится вода. В остальном же сухой вид скалы часто способствует потере бдительности участников скальных занятий, тогда как скалолазы-спортсмены, не забывая об особенностях грязных подошв, не ходят по земле в обуви для лазанья (скальные туфли) ни в сырую, ни в сухую погоду. Надевая специальную обувь непосредственно под массивом, они стартуют на скалу с камня, избегая даже единичного касания травы, земли коры дерева.

 

 

       В заключении стоит сказать, что никакие рекомендации не заменят здравого смысла и опыта. Руководствуясь здравым смыслом,  педагог дополнительного образования по туризму очень быстро должен понять, что работать с детьми, организовывать и проводить детские походы и экспедиции можно только при опоре на инструктивную базу, по данному вопросу имеющуюся. Если какие-то рекомендации приходят в противоречие с правилами проведения соревнований  спортивных туристских походов или с другими  правилами и инструкциями, значит, правильны правила, а рекомендация может быть и не верной. Если собственный замысел руководителя детского туристского коллектива противоречит  инструкции, утвержденной УНО, значит нужно отказаться от замысла.

Соблюдение инструкций по обеспечению безопасности при проведении детских туристских походов сбережет здоровье детей, и хотя бы частично нервы руководителей.

           Анализ  чрезвычайных  происшествий, имевших  место в детских туристских походах, показывает, что в большинстве случаев прямой  или  косвенной  причиной чрезвычайного  происшествия  являлись  ошибки, проистекшие  от  неопытности  руководителя  группы. Неопытность  педагога  дополнительного образования по туризму  бывает двух видов. Во-первых, он может быть опытен  как турист, но при этом совершено, не знать, особенностей детской психики и развития организма, а во-вторых, он может вовсе не иметь туристского опыта. Последние кажется нонсенсом, но встречается сплошь и рядом. В связи с этим наиболее актуальным правилом обеспечения безопасности путешествий учащихся является правило, согласно которому организовывать и проводить такие путешествия может только высококвалифицированный профессионал. Нельзя учится вместе с детьми. Нельзя делать с ними то, что раньше не делал.

И нельзя переставать боятся за их жизнь и здоровье. Нельзя привыкать к этому страху. В силу особенностей возрастного развития  дети сами боятся не могут. Они еще не знают, что такое опасность. Они не видят ее. И поэтому боятся за них приходится руководителю. И если к профессионалу в работе с детьми приходит привычка, и он перестает бояться водить группы в походы, значит, ему пришло время подумать о смене профессии.

 

 

 

Вернутся на главную