ОБЕСПЕЧЕНИЕ
БЕЗОПАСНОСТИ СКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ
ТУРИСТОВ.
В настоящие время
многие руководители детских туристских коллективов включают в программу подготовки
к пешим походам по горам или краеведческим экспедициям, связанным с
производством работ на сложном рельефе, занятия на скалах. Такие занятия редко
бывают по-настоящему необходимы, к тому же право большинства из руководителей
коллективов на их проведение оказывается не чем не подтвержденным, и самим
фактом их проведения нарушается главное правило обеспечения безопасности
занятий на скалах, согласно которому такие занятия может проводить только
специально подготовленный человек.
Но и подготовленный
человек может сделать ошибку, и скорее всего он
ошибется не в момент организации каково-то сложного действия, например,
движения связок или транспортировки
пострадавшего, а тогда, когда вероятность травмы покажется ему минимальной или
вовсе отсутствующей. Вот что пишет по сходному поводу болгарский специалист
Борис Маринов: “Как показывает анализ, трудности, связанные с
метеоусловиями и сложным рельефом гор,
не всегда являются основной причиной аварии. Хорошо подготовленный альпинист в
состоянии преодолеть их. На практике меньше всего наблюдается случаев, когда
несчастье происходит на самом трудном участке, при самых тяжелых условиях.
При хорошей
подготовке и состоянии людей сложный рельеф и плохие метеоусловия действуют
мобилизующе, повышают внимание, способствуют принятию дополнительных мер
безопасности. Если дело происходит на скале, то забиваются новые крючья,
применяют дополнительные веревки, тщательно опробывают каждую зацепку,
ступеньку и т.д. Если же трудности встретились на крутом травянистом склоне или снежном, то
навешивая перила, берут наизготовку ледоруб или лыжную палку, обрабатывают
каждую ступеньку и т.д. Несложные в техническом плане участки на скалах и
склонах предрасполагают к расслаблению, притупляют внимание, вызывают желание
быстрее их пройти и сэкономить время. На фоне встретившихся ранее трудностей
здесь быстро забывают, что существует опасность срыва, получения травмы.
Приводимые ниже рекомендации по
обеспечению безопасности скальных
занятий не имеют непосредственного отношения к технике горного туризма, а
скорее регламентируют отношение к мелочам и помогают избежать тех ошибок,
совершение которых кажется тем более обидным, что происходят они, что,
называется, “на ровном месте”.
В целях обеспечения
безопасности занятий на скалах:
-все работы на скалах
проводятся под наблюдением тренера. Во время,
свободное от тренировок, приближаться к скальному массиву нельзя.
- все работы
производятся в касках;
неочищенные скалы опасны не только
перспективой схода камней, но и возможны проскальзывания на земельных участках;
- на скалах не
работают в одиночку, даже если выполняется траверс на высоте 20-30 см от земли. Сорвавшись с такой высоты, можно отскочив от скалы,
запнутся пяткой о камень или корень, и упав навзничь,
травмировать спину, затылок;
-работы на скалах, предусматривающие подьем на
высоту более 70 сантиметров по отвесной стене, проводятся только с верхней
страховкой;
- находясь под массивом,
нужно быть очень внимательным ко всему что может сверху упасть. Независимо от того, в каком положении вы оказываетесь к массиву
при появлении “камня” , нужно быть готовым в любую
секунду отойти в безопасное место: за дерево, под козырек скалы и т.д.
При организации
страховки снизу страхующий должен заранее определить, куда он сможет в случае опасности
отойти без потери страховки;
-находясь на массиве и не будучи
пристрахованным, запрещается приближаться к краю скалы ближе, чем на длину собственного
роста, чтобы в случае падения не сорваться с массива;
- если при
организации страховки сверху не исключена возможность сдергивания страхующего или
его собственных неправильных действий, могущих привести к срыву , страхующий обязан работать на самостраховке. Учитывая,
что надеется на отсутствие, таких действий со стороны детей руководитель
занятий не может, стоит принять за правило, что любая страховка с верху
организуется при самострахе страхующего;
- проведение занятий
на мокрых скалах может быть обусловлено только программой выезда. В этом случае нужно иметь в виду, что удержатся на мокрой
скале гораздо труднее, чем на сухой, и что соскальзывание и срыв могут
произойти внезапно и на таком месте, на котором в сухую погоду рука или нога пострадавшего
удержались бы без всяких проблем.
Имея в виду повышенную
опасность занятий на мокрых скалах, нужно также не забывать о том, что мокрая
или грязная подошва или намокшая, например, рука и на сухой скале будет держать
также как и на мокрой. По сравнению с землей и травой
скалы просыхают быстрее. Нужно только учитывать, что в
глубоких зацепах могут образовываться лужи, а по трещинам сочится вода. В остальном же сухой вид скалы часто
способствует потере бдительности участников скальных занятий, тогда как
скалолазы-спортсмены, не забывая об особенностях грязных подошв, не ходят по
земле в обуви для лазанья (скальные туфли) ни в сырую, ни в сухую погоду. Надевая
специальную обувь непосредственно под массивом, они стартуют на скалу с камня,
избегая даже единичного касания травы, земли коры дерева.
В заключении стоит сказать, что никакие рекомендации
не заменят здравого смысла и опыта. Руководствуясь здравым
смыслом, педагог дополнительного
образования по туризму очень быстро должен понять, что работать с детьми, организовывать
и проводить детские походы и экспедиции можно только при опоре на инструктивную
базу, по данному вопросу имеющуюся. Если какие-то
рекомендации приходят в противоречие с правилами проведения соревнований спортивных туристских походов или с
другими правилами и инструкциями, значит,
правильны правила, а рекомендация может быть и не верной. Если собственный замысел
руководителя детского туристского коллектива противоречит инструкции, утвержденной УНО, значит нужно отказаться
от замысла.
Соблюдение инструкций
по обеспечению безопасности при проведении детских туристских походов сбережет
здоровье детей, и хотя бы частично нервы руководителей.
Анализ чрезвычайных
происшествий, имевших место в
детских туристских походах, показывает, что в большинстве случаев прямой или косвенной
причиной чрезвычайного
происшествия являлись ошибки, проистекшие от
неопытности руководителя группы. Неопытность педагога
дополнительного образования по туризму
бывает двух видов. Во-первых, он может быть опытен как турист, но при этом совершено, не знать, особенностей
детской психики и развития организма, а во-вторых, он может вовсе не иметь
туристского опыта. Последние кажется нонсенсом, но
встречается сплошь и рядом. В связи с этим наиболее
актуальным правилом обеспечения безопасности путешествий учащихся является
правило, согласно которому организовывать и проводить такие путешествия может
только высококвалифицированный профессионал. Нельзя учится
вместе с детьми. Нельзя делать с ними то, что раньше
не делал.
И нельзя переставать
боятся за их жизнь и здоровье. Нельзя привыкать к
этому страху. В силу особенностей возрастного
развития дети сами боятся не могут. Они еще не знают, что такое опасность.
Они не видят ее. И поэтому боятся за них приходится
руководителю. И если к профессионалу в работе с детьми
приходит привычка, и он перестает бояться водить группы в походы, значит, ему пришло
время подумать о смене профессии.